Синдром рикошета после отмены лекарств: препараты и механизмы

Краткое изложение авторской публикации врача в сообществе «Врачи РФ» от .

Автор объясняет, что синдром рикошета — усиление симптомов после резкой отмены лекарства или окончания его действия; причиной может быть адаптация организма к препарату. Среди примеров — сосудосуживающие капли с ксилометазолином, оксиметазолином и нафазолином: при применении обычно более 5–7 дней после прекращения действия может усилиться отек слизистой носа. Резкая отмена системных глюкокортикостероидов, например преднизолона, может нарушить восстановление собственной выработки кортизола. После отмены β-блокаторов, включая пропранолол и метопролол, возможны тахикардия, повышение артериального давления и усиление приступов стенокардии.

После длительного приема ингибиторов протонной помпы, например омепразола, может возникнуть рикошетная гиперсекреция кислоты и временная изжога. Возвращение мигрени после снижения концентрации триптана автор отличает от классического синдрома рикошета и называет рецидивом приступа. Автор отмечает, что самостоятельное назначение лекарств и прекращение их приема могут быть небезопасны.

Главное

  • Автор определяет синдром рикошета как усиление симптомов после резкой отмены препарата или окончания его действия.
  • При применении сосудосуживающих капель обычно более 5–7 дней после прекращения действия может усилиться отек слизистой носа.
  • Резкая отмена системных глюкокортикостероидов может нарушить восстановление собственной выработки кортизола.
  • После отмены ингибиторов протонной помпы возможны рикошетная гиперсекреция кислоты и временная изжога.
  • Автор отличает возврат мигрени после снижения концентрации триптана от классического синдрома рикошета.

Подготовлено автоматически с помощью ИИ, возможны неточности. Полный просмотр материала доступен только для медицинских специалистов с высшим медицинским образованием.

Войти Регистрация