Анатомия контакта с врачом 2023

С каждым годом, а то и месяцем объемы врачебной промоции набирают обороты. За внимание доктора идет настоящая битва как в офлайне, так и в онлайне, например, среди профессиональных ресурсов, различных медицинских сайтов, фармацевтических компаний и далее по списку.

Хотя, казалось бы, набор источников информации и ее форматы, необходимые врачу, минимален: клинические рекомендации, знание которых обязательно, и портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ для получения баллов.

Мы провели опрос более чем 3 700 врачей более 100 специализаций и постарались узнать, из каких источников врачи получают информацию, какие форматы считают удобными и полезными и что их мотивирует присоединяться к профессиональным сообществам в интернете.

1. Какие источники профессиональной информации вы используете в своей деятельности чаще всего? (Можно было выбрать несколько ответов.)

Уже давно никто не сомневается, что российский врач является активным пользователем интернета, что подтверждают данные опроса: 86,2 % докторов используют интернет для получения необходимой профессиональной информации. При этом более 48 % врачей читают также печатные издания, а почти 57 % предпочитают живую коммуникацию в офлайне.

Но все же подавляющее большинство пользуются интернетом, и их количество будет только расти.

За последние годы аудитория врачей стала значительно моложе и прогрессивнее, что заставляет искать новые форматы коммуникации и думать не только о содержании, но и о «фасаде» материалов (да, это камень в огород поехавших версток в век UX/UI и вебинаров плохого качества в век дорогого продакшена на ютубе). При этом пользователей старой формации тоже не стоит обижать. Например, на новую верстку ежедневной рассылки дайджеста мы получили шквал недовольных отзывов от врачей. Но об этом опыте и поиске баланса расскажем в следующих публикациях.

В 2016 году средний возраст врача на сайте «Врачи РФ» составлял 48 лет. И большинство докторов находились в возрастной группе 46–60 лет. Это подтверждено исследованием PricewaterhouseCoopers. И всего за 6 лет основной костяк врачей нашего сайта плавно перетек в возрастную группу 31–45 лет. 

2. Какие типы интернет-ресурсов вы используете для получения профессиональной информации? (Можно было выбрать несколько ответов.)

Первое место практически поделили «Профессиональные социальные сети для врачей» и «Образовательные медицинские порталы».

Помните, в начале статьи мы писали о минимальном кажущемся наборе источников информации? Один из них в лидерах — это образовательные медицинские порталы, на которых можно получать баллы НМО для аккредитации.

А на вопрос, почему на первом месте профессиональные социальные сети для врачей, есть ответ в последнем вопросе данного опроса — это желание быть в курсе всех новостей в профессиональной сфере. Ведь только сайты такого формата позволяют охватить всю сферу интересов врача-профессионала:

  • ознакомиться с новыми исследованиями и научными публикациями;
  • обсудить клинические случаи и разные «боли» с коллегами (и для этого не обязательно ехать на конференцию в другой город в свой выходной);
  • узнать новые данные про лекарственные препараты и новые методы лечения;
  • быть в курсе правовых вопросов и многое другое.

Также важное отличие между этими типами ресурсов — это добровольность. Все-таки баллы НМО являются «обязаловкой», а участвовать в профессиональном сообществе врачи предпочитают по собственной воле, что не может не отражаться на качестве и глубине взаимодействия с контентом. И кстати, раздел «Клинические рекомендации» у нас тоже есть ☺.

Этим же и объясняется сильное отставание «Сайтов фармацевтических компаний», хотя некоторые из них сделаны очень грамотно. Абсолютно всем известная истина, и врачам в том числе, что фармкомпании создают собственные сайты для врачей, чтобы доносить профильную информацию, собирать базы контактов и продвигать свои продукты. При этом чаще всего на таких сайтах отсутствует необходимый баланс: 80 % пользы, 20 % продвижения (рекламы, если хотите). И результат получается соответствующий, несмотря на большие затраченные ресурсы.

3. Из каких источников вы получаете новую информацию о лекарственных препаратах чаще всего? (Можно было выбрать несколько ответов.)

Первостепенным источником получения новой информации о лекарственных препаратах являются электронные справочники лекарств. Это профильные площадки, и они находятся в интернете. Второе и третье места занимают профессиональные социальные сети и образовательные порталы соответственно, что коррелирует с данными ответов на предыдущий вопрос.

При этом, казалось бы, самый главный и обширный инструмент продвижения на фармацевтическом рынке — очные визиты медицинских представителей — находятся у врачей на 5-м месте.

4. Удобство vs Польза форматов получения профессиональной информации в интернете.

Первый вопрос звучал следующим образом: какой из форматов получения профессиональной информации в интернете для вас самый удобный? (Можно было выбрать несколько ответов.)

Второй вопрос: в каком формате вы получали самую полезную для вас профессиональную информацию в последнее время? (Можно было выбрать несколько ответов.)

Как можно видеть по данным на диаграмме, всего два формата практически совпадают по удобству и полезности для врачей: это онлайн-вебинары и дистанционные визиты (звонки). А что же с остальными из ТОП-5? Не дотягивают по полезности наполнения, хотя пользуются популярностью по удобству у врачей. И тут вступает в игру любимый лейтмотив: главное — это качество контента, а не его количество или формат подачи!

5. Какой из мессенджеров вам удобнее всего использовать для получения профессиональной информации? (Один вариант ответа.)

Учитывая массовый и «квантовый переход» компаний (в том числе и нашей) на омниканальный маркетинг и использование всех доступных каналов коммуникаций с врачами, мы решили узнать, какие мессенджеры удобнее всего использовать врачам.

Для нас, данные достаточно интересные. Telegram опередил WhatsApp*, а Viber и вовсе набрал меньшее количество голосов, чем графа со своим вариантом ответа.

В своем варианте ответа врачи разделились практически поровну на тех, кто ответил: e-mail и никакой.

То есть около 10 % врачей не видят разницы между мессенджерами и электронной почтой или вовсе не считают необходимым использовать данный канал в профессиональной деятельности.

Ну и заключительным вопросом данного опроса был наш личный интерес: почему же врачи посещают сообщество «Врачи РФ»? Комментарии к результатам сравнения трех лет оставим для внутреннего обсуждения ☺.Ссылка на источник: Опрос на сайте «Врачи РФ».

Если вы хотите ознакомиться с результатами данного опроса по конкретной специализации врачей, напишите нам на почту sales@vrachirf.ru, и мы с радостью поделимся информацией.

* Принадлежит компании Meta Inc., которая в России признана экстремистской организацией и запрещена.