Анатомия контакта с врачом 2024

Нелегкая профессия врача требует практически непрерывного изучения актуальной медицинской информации, приобретения новых знаний и опыта.

К сожалению, клинических рекомендаций, портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ зачастую бывает недостаточно для того, чтобы идти в ногу с современной медициной и оставаться квалифицированным специалистом.

Мы провели опрос более чем 3 500 врачей из большинства регионов России и постарались узнать, какие источники медицинской информации они используют, какие форматы контента предпочитают и что мотивирует их присоединяться к профессиональным сообществам в интернете.

1. Какие источники профессиональной информации вы используете в своей деятельности чаще всего? (можно было выбрать несколько ответов, рис. 1.)


Рис. 1. Источники профессиональной информации
(чтобы увеличить картинку, кликните на нее).
Источник. Данные опроса «Врачи РФ», январь 2024.

Большинство врачей (93,1%) пользуются всемирной паутиной в качестве источника медицинской информации. Более половины респондентов (56,0%) остаются верны печатным изданиям, а 52,5% докторов предпочитают черпать профессиональную информацию на офлайн-мероприятиях. В своих вариантах ответов (2,3%) самыми распространенными стали - неформальное общение с коллегами и собственный опыт.

2. Какие типы интернет-ресурсов вы используете для получения профессиональной информации? (можно было выбрать несколько ответов, рис. 2.)


Рис. 2. Типы интернет-ресурсов для получения профессиональной информации
(чтобы увеличить картинку, кликните на нее).
Источник. Данные опроса «Врачи РФ», январь 2024.

Наиболее популярными интернет-ресурсами для «добычи» профессиональной информации, по мнению респондентов, являются профессиональные социальные сети для врачей (71,2%). Вслед за ними – образовательные медицинские порталы (69,3%). Профильные медицинские сайты по тематике набрали 61,0%, а сайты медицинских журналов/изданий - 55,7%. Менее половины респондентов (45,4%) отметили электронные медицинские справочники. Наименее популярным типом онлайн-ресурсов стали сайты фармацевтических компаний (12,3%). Авторы своих вариантов (1,5%) выделили Telegram-каналы врачей.

3. Из каких источников вы получаете новую информацию о лекарственных препаратах (ЛП) чаще всего? (можно было выбрать несколько ответов, рис. 3.)


Рис. 3. Источники новой информации о лекарственных препаратах
(чтобы увеличить картинку, кликните на нее).
Источник. Данные опроса «Врачи РФ», январь 2024.

Больше половины врачей используют в качестве источников новой информации о ЛП профессиональные социальные сети (58,7%) и электронные справочники лекарств (54,5%). Не утратили своей актуальности и офлайн-мероприятия, их выбрали 40,7% респондентов. Образовательные медицинские порталы (такие как портал НМО) набрали 40,5%, тогда как медицинские журналы – 31,9%. Очные визиты медицинских представителей информативны для 27,2%, а дистанционные – для 8,0% участников опроса. Четверть респондентов (25,4%) используют печатные справочники лекарств. Сайты и материалы от фармацевтических компаний несут новую информацию о ЛП для 23,3% врачей. 7,8% участников опроса не используют ЛП в своей практике. А подавляющее меньшинство (7,6%) выбирают в качестве источников сайты аптек. В своем варианте (1,2%) врачи отметили беседы с коллегами и инструкции к препаратам.

4. Удобство vs Польза форматов получения профессиональной информации в интернете. (можно было выбрать несколько ответов, рис. 4.)

1 вопрос: какой из форматов получения профессиональной информации в интернете, в том числе в сообществе «Врачи РФ», для вас самый удобный? 

2 вопрос: в каком формате вы получали самую полезную для вас профессиональную информацию в последнее время?


Рис. 4. Удобство и польза получения профессиональной медицинской информации в интернете (чтобы увеличить картинку, кликните на нее).
Источник. Данные опроса «Врачи РФ», январь 2024.

Стоит отметить, что для врачей оказались практически одинаково удобны и полезны три формата получения информации в интернете – это видеолекции, интервью, круглые столы в записи (53,6%, 50,8% соответственно); вебинары (47,3%, 48,8%) и дистанционные визиты (1,9%, 1,7%).
По удобству лидером стали e-mail-рассылки (54,2%), а наименьшее количество голосов набрали дистанционные визиты медицинских представителей (1,9%).
Наиболее полезную информацию врачи получают из видеолекций, интервью и круглых столов в записи (50,8%). Тогда как пользу от SMS отметили лишь 1,5% респондентов.

5. Какой из мессенджеров вам удобнее всего использовать для получения профессиональной информации? (можно было выбрать несколько ответов, рис. 5.)


Рис. 5. Мессенджеры, используемые для получения профессиональной информации
(чтобы увеличить картинку, кликните на нее).
Источник. Данные опроса «Врачи РФ», январь 2024.

По мнению большинства участников опроса (76,2%), наиболее удобным «мессенджером» для получения профессиональной информации является электронная почта*. Второе место занял Telegram (48,7%), 38,3% голосов набрал WhatsApp**. Площадку ВКонтакте отметили 9,3% врачей, тогда как Viber занял пятое место (7,2%). Наименее популярными ответами стали SMS (3,1%) и Одноклассники (2,1%). Авторы своих вариантов (1,2%) отмечают, что в данных целях мессенджеры неудобны.

6. Что мотивирует врачей посещать сообщество «Врачи РФ»? (можно было выбрать несколько ответов, рис. 6.)


Рис. 6. Что мотивирует пользователей посещать сообщество «Врачи РФ»
(чтобы увеличить картинку, кликните на нее).

Желание быть в курсе всех новостей является основной мотивацией для подавляющего большинства респондентов (86,3%). Интерес к научным публикациям выбрали 66,3% участников опроса. Половина врачей (51,0%) заинтересованы в публикациях коллег и дискуссиях с ними. Немаловажной причиной посещения сообщества также остается получение новых данных по эффективности применения лекарственных препаратов (44,4%). Свои варианты ответов (1,9%) были весьма разнообразны, среди них превалируют - профессиональная информация, юмор и клинические случаи.

Ссылка на источник: Опрос на сайте «Врачи РФ».

Если вы хотите ознакомиться с результатами данного опроса по конкретной специализации врачей, напишите нам на почту sales@vrachirf.ru, и мы с радостью поделимся информацией.


* Электронная почта была внесена в список мессенджеров в данном вопросе, так как стала самым популярным ответом среди своих вариантов пользователей на аналогичный вопрос в опросе января 2023 года.

** WhatsApp принадлежит компании Meta (признана экстремистской в РФ).