Более 25% врачей готовы полностью прекратить общение с медпредами из-за аудиоконтроля на рабочем месте

Одни врачи считают, что медицинский представитель = профессиональный маркетолог, другие уверены, что общение с ними - эффективный инструмент для повышения знаний о последних исследованиях, подходах к лечению и новых препаратах.

Мы провели опрос более чем 1 500 врачей из большинства регионов России и постарались узнать, что думают врачи о визитах медпредов, считают ли их полезными и изменится ли формат контактов при введении аудиоконтроля на рабочем месте врачей.

А чтобы увидеть глобальный тренд изменений во взаимоотношениях врачей и медпредов, мы сделали сравнительный анализ с результатами аналогичного опроса, проведенного в феврале 2017 года.

Охват врачей визитами и их частота

Медицинские представители посещают 89,3% врачей, работающих в медицинских учреждениях. Лишь 10,7% практикующих специалистов лишены их визитов. Тогда как в опросе 2017 года количество докторов, к которым приходят медпреды составляло 96,1% (рис. 1).

Рис. 1. Приходят ли к врачам медицинские представители.
Источники. Данные опросов «Врачи РФ», февраль 2017, февраль 2024.

В феврале 2024 года более половины респондентов (53,8%) отметили, что встречи с медицинскими представителями проходят примерно 1 раз в месяц (рис. 2). Треть врачей (33,7%) принимают медпредов чаще – примерно 1 раз в неделю и только 12,5% участников опроса встречаются с ними каждый день.

Рис. 2. Как часто медицинские представители наносят визиты врачам.
Источники. Данные опросов «Врачи РФ», февраль 2017, февраль 2024.

Отметим, что при сравнении данных опросов 2017 и 2024 годов, за 7 лет охват врачей визитами снизился, при этом визитная активность увеличилась.

Комментарий врача:

«Давно к нам не приходят никакие медпредставители, и очень жаль! Когда ходили, их визиты казались несколько навязчивыми, но сейчас я жалею об этом. Они реально доносили информацию о новых лекарствах, новых подходах к лечению, приносили интересные методички, а встреча с медпредставителями компании Takeda дала нам нужный алгоритм действия при подозрении на редкие орфанные заболевания и тем самым позволила поставить одному пациенту диагноз болезнь Фабри и помочь ему с лечением. Мое мнение - закон, ограничивший посещения медпредставителями медучреждений не принес пользы».

В чем польза?

Почти половина участников опроса (46,3%) узнают много нового о лекарственных препаратах при встречах с медпредами (рис. 3). Треть респондентов (31,3%) отмечают, что визиты не дают ничего полезного и нового. Меньшинство врачей (22,4%) выбрали вариант ответа, демонстрирующий выгоду для специалиста в виде небольших материальных бенефитов.

Рис. 3. Мнение врачей о пользе встреч с медицинскими представителями.
Источники. Данные опросов «Врачи РФ», февраль 2017, февраль 2024.

Стоит заметить, что в сравнении с данными опроса февраля 2017 года фокус врачей сместился на информативность визитов медпредов.

Комментарии врачей:

  • «Медпредставители могут показать и рассказать о своих препаратах намного доступнее и быстрее нежели самим это искать и вникать. Поэтому я к ним с уважением. Да даже мелкая канцелярка тоже в радость. Хотя сейчас не дарят кроме буклетов ничего, а про еду вспоминать только остаётся. Давно это было и неправда».
  • «Приход и информирование о новых препаратах лечащих врачей представителями фармкомпаний дело очень нужное. Но, когда начинаешь просить подробно пояснить механизм действия препарата, некоторые менеджеры явно «сдуваются», а то и обижаются».
  • «Когда медпреды приглашают на очное мероприятие, там всегда должен присутствовать и кофе перед мероприятием, и ужин после, а если мероприятие длинное, то и обед. И блокнот с ручкой для записи мудрых словоизлияний опинион-лидера обязательно должен быть выдан. А иначе кому оно надо, ехать на это мероприятие, время тратить».
  • «Я с уважением к медпредам. Действительно, информацию по огромному количеству препаратов за все эти годы из их первых рук получали. Часто докапываюсь по разным вопросам, выясняют и дают мне ответы на вопросы. По спорным вопросам предоставляют данные клин. исследований. И рассылки у многих сейчас очень интересные, по делу».

Место встречи

Большинство врачей (92,8%) контактируют с медицинскими представителями непосредственно в ЛПУ (рис. 4). Лишь 7,2% респондентов отметили, что данные встречи проходят вне рабочего места.

Рис. 4. Где проходят встречи врачей и медицинских представителей.
Источники. Данные опросов «Врачи РФ», февраль 2017, февраль 2024.

При сравнении результатов опросов с разницей в 7 лет можно сделать вывод о том, что общение врачей с медицинскими представителями все чаще проходит на рабочем месте специалиста.

Комментарий врача:

«Медицинские представители не есть зло! Лично мне очень нравилась их работа и общение с ними до введения всех этих ограничений на их деятельность. Было время, когда крупные компании Bayer, Gedeon Richter и др. организовывали встречу в составе врачей, заведующих отделениями, ведущих специалистов, главных врачей больниц и клиник, на какой-нибудь нейтральной территории типа базы отдыха, пансионата и т.д. Туда приглашалась профессура ВУЗов, научные сотрудники, и те, кто испытывал клиническое действие препаратов, имел реальный опыт их применения. Эти товарищи проводили круглые столы, мастер классы, делились опытом, читали лекции. И эти несколько дней (как правило суббота и воскресенье) посвящались какой-то конкретной теме, определённой патологии. Разбирался опыт лечения, опыт применения тех или иных препаратов, их преимущества, недостатки и т.д. Учебная часть занимала половину каждого дня. Плюс, конечно, неформальное общение, новые знакомства и т.д. Плюсом два дня за городом, можно даже с супругой (или не с супругой), банкет, бассейн, баня, лыжи и т.д. по интересам. И, кстати, никто никого ни то, что не обязывал что-то купить, и даже не предлагал. В пятницу после обеда заезд, в воскресение после обеда выезд, можно было уехать и в понедельник утром. Толку с таких мероприятий было гораздо больше, чем с курса повышения квалификации».

Удобные каналы коммуникации с медицинскими представителями в феврале 2024 года

Наиболее удобными каналами коммуникации с медпредами стали очные круглые столы/конференции (28,9%) и личные встречи (27,8%). Эти варианты выбрали более половины участников опроса (рис. 5). 14,5% респондентов отметили онлайн-конференции и вебинары. Электронная почта в качестве посредника между врачами и медпредами набрала 11,8% голосов, тогда как мессенджеры – 9,3%. Наименее популярным ответом стал удаленный визит медицинского представителя (2,2%). Среди своих вариантов (5,5%) превалировало мнение о том, что врачи не нуждаются в подобных коммуникациях.

Рис. 5. Какой канал коммуникации с медицинскими представителями врачи считают наиболее удобным (чтобы увеличить картинку, кликните на нее).
Источник. Данные опроса «Врачи РФ», февраль 2024.

Приказ Департамента здравоохранения Москвы об обязательной аудиозаписи амбулаторного приема меняет реалии коммуникаций врачей и медпредов. Так, четверть респондентов (25,6%) прекратят любое общение с медицинскими представителями, когда аудиоконтроль на рабочем месте будет введен (рис. 6). 30,2% докторов переведут общение в режим онлайн, а 25,7% опрошенных продолжат личные встречи в ЛПУ. Общение на нейтральной территории предпочтут 18,5% респондентов.

Рис. 6. Продолжат ли врачи общение с медицинскими представителями при введении аудиоконтроля на рабочем месте (чтобы увеличить картинку, кликните на нее).
Источник. Данные опроса «Врачи РФ», февраль 2024.

Очевидно, что новая законодательная инициатива может в дальнейшем негативно повлиять на возможности коммуникации между врачами и медицинскими представителями фармкомпаний в классическом варианте – очные визиты в ЛПУ. Поэтому уже сейчас стоит готовиться к альтернативным вариантам коммуникации и развивать онлайн-каналы донесения информации врачам.


Если вы хотите ознакомиться с результатами какого-либо опроса по конкретной специализации врачей или заказать индивидуальное исследование, напишите нам на почту sales@vrachirf.ru.