Врач в интернете: тренды потребления профессиональной информации

Потребление актуальной медицинской информации является важной частью профессии врача.

Профессиональный ресурс «Врачи РФ» ежегодно проводит масштабный опрос среди пользователей сообщества, чтобы узнать какие источники информации и форматы контента в приоритете сегодня, а также понять какие тренды наблюдаются в предпочтениях от года к году. В материале представлены сравнительные результаты опросов «Врачи РФ», которые проходили в начале 2023 и 2024 гг.

Рис. 1. Источники профессиональной информации, используемые врачами чаще всего (чтобы увеличить картинку, кликните на нее).

Источники. Данные опросов «Врачи РФ», январь 2023, январь 2024.

Доля врачей, использующих интернет в качестве самого частого источника информации в профессиональной деятельности, достигла 93,1% в 2024 году. Интернет демонстрирует заметный рост по отношению к 2023 году (86,2%), несмотря на изначально высокий уровень распространенности. Также в 2024 году увеличили свою долю печатные издания до 56,0%. При этом офлайн-мероприятия показали снижение, несмотря на давнюю отмену всех ограничений на массовые мероприятия после пандемии COVID-19.

Рис. 2. Типы интернет-ресурсов для получения профессиональной информации (чтобы увеличить картинку, кликните на нее).

Источники. Данные опросов «Врачи РФ», январь 2023, январь 2024.

Среди используемых врачами интернет-ресурсов положительную динамику можно наблюдать у образовательных медицинских порталов, профильных сайтов по медицинской тематике, а также профессиональных социальных сетей для врачей – лидеров среди всех предложенных вариантов. Электронные медицинские справочники и сайты фармацевтических компаний остались практически без изменений, а сайты медицинских журналов начали сдавать свои позиции.

Рис. 3. Удобство и польза полученной профессиональной медицинской информации в интернете по форматам (чтобы увеличить картинку, кликните на нее).

Источники. Данные опросов «Врачи РФ», январь 2023, январь 2024.

Примерно одинаковый уровень (дельта <1%) удобства формата получения профессиональной информации в интернете сохраняется от года к году у e-mail рассылок, коротких видеороликов, различных мессенджеров, SMS и дистанционных визитов. При этом последние два формата набирают два года подряд мизерное количество голосов и тенденций к росту не ожидается.

Тренд на снижение удобства среди следующих форматов: онлайн-вебинары, длинные видео в записи (видеолекции, интервью, круглые столы), подкасты и интерактивные образовательные программы. Противоположный тренд - рост по удобству только у одного старого доброго формата контента – текстового (полнотекстовые статьи и абстракты).

В разрезе пользы полученной информации в различных форматах, можно увидеть положительный тренд у мессенджеров, длинных видео в записи (видеолекции, интервью, круглые столы) и статей любого вида. Снижение пользы врачи отмечают в таких форматах как e-mail рассылки, онлайн-вебинары и подкасты. На одинаковом уровне по пользе пока остаются короткие ролики и интерактивные образовательные программы.

Что касается соответствия удобства и пользы от года к году, то для врачей такими форматами с наименьшей дельтой разницы являются онлайн-вебинары, длинные видео в записи (видеолекции, интервью и круглые столы) и дистанционные визиты.

Рис. 4. Мессенджеры, используемые для получения профессиональной информации (чтобы увеличить картинку, кликните на нее).

Источники. Данные опросов «Врачи РФ», январь 2023, январь 2024.

Опираясь на свои варианты ответов респондентов в опросе 2023 года, в 2024 году список ответов дополнился «электронной почтой». Несмотря на то, что данный канал не является мессенджером, большинство врачей относят его к данной категории. 76,2% респондентов в 2024 году выбрали электронную почту в качестве наиболее удобного «мессенджера» для получения профессиональной информации. Заметный рост из списка популярных мессенджеров показал Telegram.

Рис. 5. Что мотивирует пользователей посещать сообщество «Врачи РФ» (чтобы увеличить картинку, кликните на нее).

Источники. Данные опросов «Врачи РФ», январь 2023, январь 2024.

Традиционно желание быть в курсе всех новостей и интерес к научным публикациям остаются главными мотиваторами посещения сообщества «Врачи РФ». При этом тренд на социальный контент растет с каждым годом и все сложнее становится удерживать внимание врачей исключительно в рамках профессиональных интересов. Больший стимул стали вызывать дискуссии и публикации коллег. Новые данные по эффективности применения ЛП все также мотивируют докторов, хоть и отмечается снижение интереса.

Если вы хотите ознакомиться с результатами какого-либо опроса по конкретной специализации врачей или заказать индивидуальное исследование, напишите нам на почту sales@vrachirf.ru, и мы с радостью поделимся информацией.


*WhatsApp принадлежит компании Meta (признана экстремистской в РФ).