Вчера Комитет Госдумы по охране здоровья впервые пригласил редакцию «Врачи РФ» на рабочее совещание по взаимодействию со СМИ. Кажется, такая встреча в целом проводилась впервые.
Хотя мы и не претендуем на звание СМИ, были и остаемся независимым профессиональным врачебным сообществом, расценили эту возможность как шанс наладить диалог с разработчиками законопроектов, чтобы первыми получать разъяснения по острым вопросам и быстрее доносить до властей позицию врачей. И, говоря это с осторожным оптимизмом, мы остались довольны достигнутыми договоренностями.
А пока расскажем, какие вопросы здравоохранения и работы врачей поднимались на закрытом совещании, какие разъяснения дополнительно дали чиновники. Статья полностью состоит из цитат, редакционных выводов не будет, а ваши мы, как всегда с удовольствием, прочитаем в комментариях.
Отработки студентов — кого ущемили?
Студенты-медики недовольны. Они считают, что новый документ нарушает их базовые права. Проблемы дефицита кадров, по их мнению, нужно решать по-другому: ипотека врачам, зарплата. Как в IT. Почему законодатели пошли путем обязательного трудоустройства, а не путем создания гораздо более привлекательных условий труда?
Сергей Леонов, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья:
Мы за ипотеку как в IT, и зарплату как в IT. Комитет двумя руками за... Никакого обязательного трудоустройства нет! Студенты недовольны лишь потому, что они не до конца понимают ту инициативу, которая была принята.
Есть целевое обучение, и студент сам принимает решение, будет ли он поступать в вуз на целевое обучение или не будет. Есть бюджетное, есть целевое, есть коммерческое. У него всегда есть выбор. Если ты решил поступать на целевое, у тебя есть преимущество при поступлении, но ты заключаешь договор с клиникой и ты вернешься после обучения, отработаешь там три года.
Это называется целевое обучение с обязательной, так скажем, отработкой, как ее называют, в лечебном учреждении. Это во всех специальностях есть. Когда за тебя коммерческая компания платит, а ты потом возвращаешься и по контракту у нее работаешь. Нет в этом вопросе никаких противоречий, что кого-то ущемили. Ну, потому что человек сам выбирает, как ему работать и учиться.
Второй вопрос: наставничество. Просто путают студенты, они считают, что их после окончания вуза куда-то определят и выберут им место работы. А это не так. Они сами выбирают свое место работы на всей территории Российской Федерации, в любом лечебном учреждении. Но при поступлении, при трудоустройстве и когда молодой специалист начинает работать, ему, соответственно, предоставляется наставник. И он с этим наставником определенное время работает. Это зависит от специальности, по которой он работает. Хирурги три года, инфекционисты — год. Соответственно, их никто абсолютно не ограничивает ни в выборе места трудоустройства, им, наоборот, помогают войти в специальность.
И вот эти два понятия путают. Все думают, что три года наставничества – это как раз вот это целевое обучение, что ты обязательно отработаешь в конкретном учреждении. Можно даже полгода в одном работать, потом перейти в другое учреждение.
Единственное, что наставничество определяется в государственных клиниках и в клиниках, которые работают в системе ОМС. Чтобы государство видело, как и где этот молодой специалист работает. Но если он работает в частной структуре, он там наставничество не пройдет. Но он может там работать, его тоже никто не заставляет.
Но если его первичная аккредитация закончилась, ему нужно будет пройти, если не проходил наставничество, повторную первичную аккредитацию.
Кого ущемили? В чем?
Вот бюджетные места, они целевые. Соответственно, выпускник шестого курса, он поступает в ординатуру, если он сможет поступить, на бюджетное место. Если он сможет поступить на бюджетное место, там тоже делится. Либо чисто целевые, и он уже заключил договор, либо он просто на бюджетное место поступит. Ну, он должен, по крайней мере, в любом случае, найти себе место работы. И заключить договор с этой организацией. Но он же идет в медицину, чтобы работать где-то на каком-то рабочем месте.
Соответственно, если его там готовы трудоустроить, он заключает договор и готовится уже там трудоустраиваться. То есть здесь тоже никакого нет насилия над человеком.
Более того, если он не найдет работодателя, то его только на последнем семестре второго года ординатуры могут перевести на коммерческую ординатуру. И он вот эти полгода закончит в коммерческой ординатуре, а дальше у него никаких обязательств нет. Он пойдет работать, где захочет.
Если он будет работать в государственной системе или там, где есть ОМС, ему дадут наставника. Все.
Опять же, никто никого нигде не ограничивает. Мы учимся на врача и врачами не будем работать? Ну тогда не поступайте. В чем вопрос? Вы же идете в медицину, чтобы работать врачами. Никаких правонарушений нет.

Антитабачная кампания — надо вообще запрещать вейпы
Планируется ли окончательно запретить продажу вейпов, электронных сигарет?
Сергей Леонов, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья:
Что касается остановок. Там вся никотиносодержащая продукция запрещена к продаже. Все, мы приняли это в третьем чтении. Кроме случаев, если в населенном пункте только одна точка продажи и она на остановке. Ну я думаю, что такого населенного пункта просто не существует.
Что касается теперь другого трека антитабачных компаний, это вопросы, связанные с лицензированием розничной торговли никотиносодержащей продукцией. Сейчас этот закон был принят в первом чтении, готовится ко второму чтению. Я думаю, что второе чтение будет в январе.
Там огромное количество поправок в этот закон. Что предлагается? У нас сейчас продажа сигарет и вейпов никак не регламентируется фактически. Вот кто-то любой захотел, открыл ларек и продает. У нас больше 350 тысяч точек, где продаются сигареты и вейпы. Это просто невозможно за всеми уследить.
Поэтому было принято решение проводить лицензирование каждой торговой точки. И за это будут те, кто занимается этой продажей, платить. Пока обсуждается, 20 тысяч рублей. Соответственно, если уже будет лицензирована определенная документация, это определенные требования к помещению и так далее. Мы считаем, что количество этих точек сразу станет меньше. Чем менее доступна продажа соответствующих сигарет и вейпов, тем больше плюс к тому, что люди станут меньше курить.
Это очень важно, но это не самое главное. Контрафакта станет меньше. Потому что они будут, соответственно, определенным образом контролироваться региональными властями. Сейчас у региональных властей нет полномочий контролировать вот эти точки продажи. У региональных властей есть полномочия контролировать точки продажи алкоголя, и вы видите, что в ряде регионов губернаторы решают вопрос продажи алкоголя. Где-то уменьшают время продажи, то есть не до 11 часов вечера, например, а до 9 часов вечера. Кто-то вообще 2 часа в день сделал продажу алкоголя. Запрещают, например, на 1 сентября продавать алкоголь. То есть у них есть определенные инструменты по регулированию. По табаку нет.
И вот этот вот закон, который будет принят, даст право субъектам Российской Федерации, губернаторам, регулировать еще и никотин. Соответственно, где продавать, в каких местах продавать, ограничивать, соответственно, по времени эту продажу.
Что касается поправок, мы ждем их от Правительства. Дать право регионам, вообще в целом полностью в регионе запретить продажу конкретно вейпа. Не все никотинсодержащие продукты, а конкретно вейпа. Этот вопрос, соответственно, он еще не решен.
В Правительство поправок, насколько мне известно, сейчас еще не посту...