Представьте: вы летите в отпуск или на медицинскую конференцию, и тут бортпроводник сообщает, что одному из пассажиров стало плохо, и ему требуется медицинская помощь. Вы оказались единственным врачом на борту самолета. Ситуация пугает, пожалуй, всех медработников. К чему врачу нужно быть готовым? Как в России регламентируется оказание помощи на борту самолета? Также читайте 5 необычных историй спасения жизни над облаками.
Правила оказания медпомощи на борту самолета. Действуют во всем мире
На сессии «Авиационная медицина для терапевтов» на 131-м конгрессе Немецкого общества врачей внутренней медицины в Висбадене (Германия) активно обсуждались вопросы оказания неотложной помощи на борту самолета. Свен-Карстен Петерс, д. м. н., кардиолог Lufthansa Medical Service, разъяснил пять ключевых нюансов, о которых следует помнить врачу перед полетом.
1. Юридические обязательства
В небе действует «Закон флага», то есть любые ситуации регулируются правовой системой страны, в которой зарегистрирован самолет. Например, компания Lufthansa подчиняется немецкому законодательству, тогда как United Airlines — американскому. Оказание врачом экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в разных странах варьируется.
Во многих европейских и азиатских странах существует юридическое обязательство оказывать помощь. А, например, в США врач по закону не обязан оказывать медицинскую помощь в случае ЧС. Однако закон «Доброго самаритянина» защищает от юридической ответственности лиц, оказывающих первую помощь добровольно, безвозмездно и без халатности.
Петерс подчеркнул, что, насколько ему известно, не было ни одного международного дела, когда медицинское вмешательство на борту самолета привело бы к уголовным или гражданским последствиям для врача. Кроме того, первая помощь покрывается страховкой ответственности авиакомпании. Исключениями являются умышленное неправомерное поведение.
2. Оборудование на борту самолета
Согласно публикации в The New England Journal of Medicine, обмороки и предобморочные состояния составляют 37% медицинских инцидентов на пассажирских рейсах. На втором месте — нарушения дыхания, доля которых составляет 12%. Другие распространенные недомогания, которые испытывают люди во время полета включают тошноту, рвоту, сердечные симптомы и судороги.
Перечень медицинского оборудования, которое должно находиться на борту самолета, регламентируется законом и стандартами. В Европе стандарты устанавливает Агентство по безопасности полетов Европейского союза. Помимо минимального набора, который включает аптечку первой помощи, некоторые авиакомпании предоставляют дополнительное медицинское оборудование, которое варьируется в зависимости от авиакомпании.
3. Протоколы действий в чрезвычайных ситуациях
После того как вы сообщите экипажу самолета, что вы — врач, представьтесь пациенту и бортпроводникам, четко назвав свою медицинскую квалификацию и опыт.
Затем прямо попросите у пассажира разрешение на оказание помощи, при необходимости привлекая переводчика. Соберите анамнез, проведите физикальный осмотр и зафиксируйте показатели жизненно важных функций пациента.
Спросите бортпроводников о доступных диагностических инструментах. Например, авиакомпании, в частности Lufthansa, имеют на борту 12-канальный электрокардиограф. Согласуйте с экипажем порядок действий в чрезвычайных ситуациях и убедитесь, что инцидент задокументирован.
4. Телемедицинская поддержка
Если вы единственный врач на борту, а у пациента случился эпилептический статус, но вы не знаете, чем его купировать, можно обратиться за помощью к коллегам. Самолеты могут подключаться к наземным медицинским центрам с помощью телекоммуникаций, где круглосуточно дежурят квалифицированные врачи скорой помощи, готовые проконсультировать.
5. Экстренная посадка
Врачу нужно взаимодействовать с экипажем самолета. Бортпроводники обычно имеют базовую медицинскую подготовку и готовы помогать медработника.
Принятие решения о необходимости или возможности экстренной посадки может оказаться сложной задачей. Как врач, вы должны обсудить это как с наземной медицинской службой, так и с членами экипажа. Окончательное решение о посадке принимает командир экипажа.
Согласно исследованию 2013 года, около 7% медицинских чрезвычайных ситуаций приводят к изменению маршрута полета. Решение зависит от таких факторов, как состояние пациента, маршрут и наличие медицинских учреждений на земле в ближайшем населенном пункте.
А как в России?
Правовые аспекты оказания медицинской помощи в самолете
Cейчас профессиональная медицинская помощь на борту самолета — это правовая дыра, из-за которой люди попадают в критические ситуации. Наподобие того случая, что произошел в 2015 г. с пассажиром, страдающим абстинентным синдромом, на рейсе «Аэрофлота» Москва – Владивосток. Медики хотели поставить пациенту капельницу с физраствором, но столкнулись с тем, что введение всех внутривенных препаратов на борту воздушного судна должно проходить с санкции командира. При этом разрешение на действия давал не сам пилот, а по совету с медцентром на земле, где сидел фельдшер и давал заочно оценку действий двух кардиологов, один из которых доктор медицинских наук и сотрудник Кардиоцентра. В итоге специалистам запретили вводить пациенту глюкозу, посоветовав напоить его крепким сладким чаем.
Часто медработники предпочитают не признаваться, кто они, цинично отгоняя мысли о профессиональном долге, понимая, что, оказывая медицинскую помощь, могут столкнуться с различными последствиями.
«Действительно, в нашем законодательстве существуют пробелы, которые могут стать причиной некоего естественного страха для медиков. Однако сомневаюсь, что среди врачей найдутся те, кто откажется помочь, если станет свидетелем ситуации, когда необходима его консультация. Мы говорим о людях, которые выбрали помощь другим делом своей жизни».
Денис Проценко, главный врач ГБУЗ «Городская клиническая больница № 40» (Коммунарка)
Согласно действующему в РФ законодательству, медицинскую помощь оказывает не врач, а медучреждение. Помощь может быть оказана только в часы работы специалиста в больнице или поликлинике. А как только врач выходит на улицу, он перестает быть врачом и становится обычным гражданином, который имеет право оказать только первую помощь. То есть формально оказание медпомощи на борту самолёта неправомерно по определению, и при неблагоприятном исходе Следственный Комитет может предъявить врачу обвинение.
Статья 124 («Неоказание помощи больному») говорит о том, что для врачей всех специальностей, не имеющих права оказывать скорую специализированную помощь, ответственность может наступить только за неоказание первой помощи. Статья 125 («Оставление в опасности») касается любого гражданина, не только медработника. Ведь обязанность каждого — вызвать скорую помощь пострадавшему.
Методические рекомендации по оказанию помощи в самолете
Медицинская помощь пассажирам во время полета оказывается на основании Методических рекомендаций «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями», разработанных с целью реализации Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта от 31.07.2009 № 128.
Бортпроводники всегда должны быть готовы оказать пассажирам первую помощь. Для этого они раз в два года проходят обязательный курс медицинской подготовки, где учатся отрабатывать ситуации, которые чаще всего встречаются во время полета. Бортпроводники умеют оказывать помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, останавливать кровотечения, принимать роды и делать непрямой массаж сердца.
Если на борту самолета находится врач, он оказывает неотложную медицинскую помощь пассажиру. В случае тяжелого состояния больного устанавливается связь с медицинской службой на земле. Врач на земле удаленно руководит действиями экипажа, консультирует врача-добровольца на борту, а командир самолета при необходимости принимает решение о вынужденной посадке в ближайшем аэропорту.
В некоторых компаниях действует предложение «Врач на борту». При покупке билета или при регистрации можно указать свою врачебную квалификацию, тогда вам будет открыт доступ к медицинским наборам на борту и информации об ответственности. При наличии таких зарегистрированных врачей экипаж может не обращаться к медслужбе на земле.
Медицинские принадлежности на борту самолета
Рекомендациями утверждены бортовые аптечки 3 типов:
- комплекты первой помощи;
- комплекты медицинские;
- комплекты универсальные профилактические.
...