Eric Spitznagel
«Никто не хочет плавать с акулами. Это непризнанный вид спорта, и он не приносит ни удовольствия, ни волнения».
Так начинается эссе «Как плавать с акулами: учебник» Вольтера Кусто, малоизвестного французского писателя, который в начале XIX века написал руководство для ловцов морских губок. Полный текст доступен в конце статьи.

Эссе по сути является метафорическим руководством по работе с токсичными людьми, его идеи нашли большой отклик в медицинском сообществе. В эссе изложены основные принципы, соблюдение которых поможет выжить и стать опытным пловцом с акулами. Эта работа загадочного происхождения стала легендарной во многих медицинских школах по всему миру. Например, в Медицинской школе Перельмана при Пенсильванском университете в Филадельфии опираются на это эссе при обучении студентов.
«Метафора заключается в том, что практикующие врачи — это акулы, а интерны — пловцы», – пишет Бетси Гранч, доктор медицины, нейрохирург из Джорджии.
Она познакомилась с этим эссе во время своей ординатуры и считает, что такая метафора отражает токсичную атмосферу в здравоохранении. Эта токсичность привела к эмоциональным потрясениям среди коллег Гранч, и один из ее интернов покончил с собой в кладовке для медсестер.
В этом эссе рассматривается двойственность подходов в медицине: одни считают, что для успешной работы нужно стать более выносливым, другие же полагают, что «акулы» должны вырасти и научиться существовать без оскаливания зубов.
- Прежде чем отправиться в плавание, крайне важно знать, что воды кишат акулами.
Токсичная рабочая обстановка не является чем-то необычным в медицинской сфере. Вольтер Кусто, предполагаемый предок Жака Кусто, конечно же, знал об этом, как и Ричард Джонс, основатель кафедры биомедицинской инженерии в Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе, который прочитал эссе в качестве «речи за ужином» в 1974 году. Тогда оно впервые и «всплыло» в публичном сообществе. Возможно, именно Ричард Джонс, а не Вольтер Кусто, является настоящим автором эссе. Но он хотел «замаскировать» свой труд, поэтому назвал другого писателя. Несмотря на происхождение этого труда, цель эссе ясна и актуальна до сих пор.
В 2025 году ситуация изменилась, и теперь больше людей готовы говорить о своих проблемах. Например, Келли Лиз Стечер, доктор медицины и акушер-гинеколог из Миннеаполиса, рассказала о том, как она поняла, что постоянная враждебность и грубость являются неотъемлемой частью ее работы.
«Я находилась в ординаторской с коллегами-мужчинами, где мы обсуждали рабочие вопросы, и когда я пыталась высказать свое мнение, меня грубо прерывали, оскорбляли и говорили о моем теле в унизительной форме», — поделилась Стечер.
- Некоторые пловцы ошибочно думают, что заискивающий подход может предотвратить атаку акулы. Однако это не так. Тех, кто разделяет это заблуждение, можно легко узнать по отсутствию конечностей.
Недостаток подхода «стань жестче» заключается в том, что, хотя повышенная стойкость поможет лучше справляться со стрессом и травмами, связанными с работой врача, истинная причина такого подхода ассоциирована с возможностью безнаказанного существования токсичного поведения в организации. Стехер обнаружила, что попытки обсудить эту проблему с администрацией обычно вызывают равнодушие или даже гнев.
«Нас всегда стыдили, заставляя думать, что это наша вина, или мы просто играем роль жертвы», – сказала она. «Все, чего я хотела, – это хорошо выполнять свою работу и заслужить уважение коллег. Но на самом деле даже одно критическое замечание о рабочей культуре не приветствовалось».
В 2022 году ее уволили из больницы в Миннеаполисе после того, как она сообщила о заявлении пациентки о сексуальном насилии со стороны врача-мужчины. Однако Стехер смогла продолжить карьеру и сейчас работает в Minnesota Women’s Care в Мейплвуде. Несмотря на то что она чувствует себя защищенной и уважаемой на своей нынешней должности, она не уверена, что многое изменилось в медицинском сообществе.
«Большинство из нас пришли в здравоохранение, чтобы помогать людям», – говорит она. «Это не просто услуга, которую мы оказываем. Это касается человеческих жизней. Но, к сожалению, во многих случаях это напрямую противоречит интересам медицины». Когда больница или медицинское учреждение управляются как корпорация с менталитетом "выполняй работу или потеряешь работу", это противоречит моральным принципам многих врачей», – говорит Стехер. «А когда вы пытаетесь что-то изменить, то становитесь проблемой».
- Давайте представим, что все неизвестные рыбы – акулы. Но не все акулы выглядят как типичные представители своего вида. Неопытные дайверы серьезно пострадали, решив, что спокойное поведение и отсутствие крови указывают на то, что перед ними не акула.
Согласно данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, с 2018 года число медицинских работников, столкнувшихся с притеснениями на работе, увеличилось более чем в два раза. Притеснения включают угрозы, словесные оскорбления и травлю.
Доктор Гейл Газель считает, что ситуация не нова, но токсичная динамика обострилась в условиях пандемии.
«Система здравоохранения перегружена», — говорит она. «Это не позволяет людям проявить себя "наилучшим" образом».
За последние годы она сосредоточилась на лайф-коучинге, обучая жителей Бостона, работающих в Brigham and Women’s Hospital, жизнестойкости и осознанности. Она использует термин «латеральная невежливость» для объяснения того, как медицинские специалисты часто реагируют на повторяющееся неуважение.
«Когда люди испытывают стресс, чувствуют себя недооцененными и перегружены, порой они не только не помогают друг другу, но и стараются усложнить жизнь другим», — говорит Газель.
- Думаю, излишне упоминать о том, что для пловца, атакованного группой акул, неэтично отражать нападение, направляя его на другого человека.
Доктор Гейл Газель наблюдала (и слышала от своих учеников на семинаре) множество подобных примеров, и они почти никогда не соответствуют классическому определению травли. Иногда это анестезиолог, на которого давит хирург, он может вымещать свое раздражение на медсестре. Или медсестры обижаются, что именно они проводят лучевую терапию пациентам с запущенным раком, а не радиологи.
«Когда работники чувствуют себя недооцененными или обеспокоены тем, что зарплата врача в четыре раза превышает их собственную, они могут замедлять темп работы или прилагать меньше усилий на своих сменах, чтобы создать трудности для этого врача».
Скрытый или открытый конфликт может возникнуть и со ст...