Международная классификация расстройств сна включает значительно обновленный раздел, посвященный парасомниям. Это комплекс нарушений сна, затрагивающих различные аспекты: поведенческие реакции, эмоциональные состояния, процессы восприятия, характер сновидений, функционирование вегетативной нервной системы.
Парасомнии часто связаны с диссоциированными состояниями сна и частичными пробуждениями во время переходов между разными фазами сна. Эти состояния можно разделить на NREM-сон, REM-сон и другие парасомнии, которые возникают на разных стадиях сна:
- при засыпании;
- во время самого сна;
- при пробуждении от сна.
В 1875 году Моэт впервые сообщил об аномальной сексуальной активности во сне. На сегодня секс во сне также известен как сексомния, или сомнамбулическое сексуальное поведение, которое относят к парасомнии NREM-фазы сна. Также его связывают с парасомниями REM-фазы сна. В литературе нечасто встречается упоминание о сексомнии, аномалия обычно описывается в отдельных случаях или сериях случаев.
Точных данных о частоте встречаемости сексомнии среди населения нет. Однако, основываясь на общей распространенности парасомний, можно предположить о средней распространенности сексомнии - 2-6% среди взрослого населения. Факторами, провоцирующими сексомнию, являются: физический контакт с другим человеком в постели (64%), стресс (52%), усталость (41%), употребление алкоголя (14,6%) и употребление наркотиков (4,3%).
В обзоре Хелена Мартынович с соавторами продемонстрировали связь сексомнии с такими нарушениями сна, как: обструктивное апноэ сна/гипопноэ; расстройство пищевого поведения, связанное со сном; лунатизм; бруксизм и другие.
В статье мы привели ряд наглядных клинических случаев сексомнии. Необходимо более тщательное изучение данной патологии и других нарушений сна.
Клинический случай 1. Ночные оргазмы у женщины
57-летняя женщина обратилась в неврологическую клинику с жалобой на дрожь в конечностях. После оценки и комплексного тестирования ей поставили диагноз функционального двигательного расстройства. Пациентка также сообщила о внезапных подергиваниях и судорогах, которые происходили перед сном, ночью и иногда приводили к пробуждению.
Позже она поделилась, что с 30 лет испытывает ночные оргазмы, связанные со сном. Она описывала ощущения как «системный оргазм» после начала сна или около 4 часов утра. Во время этих оргазмических эпизодов повышалась чувствительность к висцеральным ощущениям. Пациентка не испытывала такую силу оргазма даже при регулярном половом акте. Частота подобных эпизодов колебалась от нескольких раз в неделю до одного раза в полгода без определенной закономерности. Продолжительность варьировалась от 30 секунд до нескольких минут. При этом не было отмечено сновидений с сексуальным подтекстом.
Пациентка отрицала наличие ауры, стереотипий, автоматизмов, прикусывания языка, боли, недержания мочи, падения с кровати или травм, связанных с оргазмами во сне. Она также отрицала мастурбацию ночью или просмотр программ сексуального содержания. Наличие полового акта перед сном не влияло на частоту оргазмов во сне.
В прошлом она обсуждала эту проблему с гинекологом, но получила неприятный комментарий о том, что ее оргазмы могут быть связаны с намеренной мастурбацией. Этот неприятный медицинский совет вызвал глубокое чувство вины и добавил напряжения в уже нестабильный брак. Женщина считала, что оргазмы во сне могут быть признаком проблем в отношениях. Она не поделилась своими опасениями с мужем, так как боялась его осуждения. Отношения с супругом ухудшились, что в итоге привело к разводу.
После этого случая ее обследовал психиатр на предмет тревожности и депрессии. Для снижения тревожности ей назначили клоназепам по 1,5 мг перед сном, что значительно уменьшило количество оргазмических эпизодов во сне до одного раза в несколько месяцев. С течением времени дозу клоназепама снизили до 0,5 мг, так как уровень тревожности пациентки снизился, однако во время посещения неврологической клиники она сообщила о повышении частоты оргазмов во сне до одного раза в неделю за предыдущий год. После пробуждения от оргазма ей было трудно снова заснуть в течение нескольких часов. Она говорила, что эти ночные события «разрушают ее жизнь» и она боялась засыпать. Она была очень расстроена и искала способы справиться со своими ночными оргазмическими эпизодами.
В анамнезе у женщины были: синдром Шегрена, спондилоартрит, гипотиреоз, тревожное и биполярное расстройства. Симптомы биполярного расстройства сохранялись даже при приеме антипсихотиков. Однако оргазмы во сне не были связаны с колебаниями настроения.
На момент обследования пациентка принимала оксикодон 20 мг в день, роксикодон 10 мг каждые четыре часа, луразидон 20 мг в день, венлафаксин 225 мг в день, амитриптилин 75 мг на ночь и клоназепам (0,5 мг на ночь во время оценки и видеополисомнографии (ПСГ)).
Неврологическое обследование не выявило отклонений от нормы при оценке функции черепных нервов, двигательной или сенсорной сферах и координации.
Магнитно-резонансная томография головного мозга не обнаружила внутричерепной патологии. Длительный видеомониторинг электроэнцефалограммы зафиксировал эпизод неритмичных дрожательных движений правой ноги переменной амплитуды и частоты, во время которого пациентка могла реагировать на внешние раздражители. Никаких иктальных или интериктальных разрядов ЭЭГ, связанных с событием, не было зарегистрировано.
Так как увеличение количества оргазмов, связанных со сном, происходило параллельно с уменьшением дозы клоназепама, ее снова увеличили до 1,5 мг.
Чтобы оценить возможную связь между нарушениями дыхания во сне и частотой оргазмов, связанных со сном, как это было обнаружено при парсомниях NREM у других пациентов в литературе, была проведена видео-ПСГ с большим количеством отведений. Это исследование выявило тяжелое центральное апноэ сна с индексом апноэ-гипопноэ 130 событий/ч. Врачи связали это с употреблением наркотических средств, так как другие причины центрального апноэ сна, такие как застойная сердечная недостаточность, инсульт и внутричерепная патология, были ранее исключены.
Во время ПСГ было зарегистрировано 27 пробуждений с почасовым индексом пробуждения 9,8 событий/ч. Эффективность сна составила 87,3%. ЭЭГ не выявила эпилептиформной активности. СИПАП-терапию провести не удалось.
Во время последующего наблюдения пациентка сообщила, что увеличение дозы клоназепама до прежнего уровня (1,5 мг перед сном) значительно снизило частоту оргазмов, связанных со сном, а также подергиваний в конечностях. Она отказалась от повторной ПСГ. Было предложено обсудить возможность снижения дозы наркотических препаратов со специалистом по боли для последующей повторной оценки центрального апноэ сна и проведения повторной ПСГ.
Пациентке объяснили, что необычные оргазмы во сне не являются результатом эмоционального конфликта или активной мастурбации, а представляют собой отдельную категорию клинических расстройств сна, а именно парасомнию NREM-сна. Ее призвали не винить себя. Благодаря консультациям со специалистами пациентку стали меньше беспокоить угрызения совести, она обрела уверенность в себе и даже вступила в новые романтические отношения. Однако женщина продолжила прием клоназепама перед сном в дозе 1,5 мг.
В источнике – обсуждения авторов.
Клинический случай 2. Мастурбация во сне у мужчины
Двадцатилетний житель Тайваня, проходящий обязательную военную службу, обратился в клинику сна с жалобами на лунатизм и эпизоды мастурбации во ...